Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Письма счастья: что делать, если есть долги за коммунальные услуги?

ЭКОНОМИКА

Письма счастья: что делать, если есть долги за коммунальные услуги?

23:04 07/12/2020

Письма счастья: что делать, если есть долги за коммунальные услуги?

Мошенники требуют оплатить онлайн фальшивые долги за услуги ЖКХ. Как не стать их жертвой, телеканалу «МИР 24» рассказала председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты Светлана Разворотнева.

— Если у человека действительно есть долг по ЖКХ, может ли ему прийти квитанция со ссылкой для оплаты?

Светлана Разворотнева: Квитанции с долгами людям могут приходить, но там будут полные реквизиты организации, которая поставляет услуги. Ссылкой на счет их заменить невозможно. И квитанции бывают поддельными. Если выставленный долг вызывает сомнение, если человек не понимает, откуда долг взялся, не стоит немедленно оплачивать его.

Первое – нужно направить запрос в ту организацию, от лица которой поступил платежный документ. Это может быть УК, ЕРКЦ, ресурсная организация – в запросе вы требуете разъяснить, за что долг, за какой период.

Важно помнить, что если внятного объяснения вы не получили, есть еще одна контролирующая надзорная инстанция – Государственная жилищная инспекция – если выяснится, что требование пришло от существующей организации, но она ошиблась и требует с вас лишнего, вы можете не только требовать перерасчета, но еще и взыскать штраф в свою пользу.

— Если человек не платит после сообщения, аферисты ему перезванивают, представляются сотрудниками УК. Может ли при образовании долга звонить сотрудник УК?

Светлана Разворотнева: Сотрудники управляющих компаний используют разные способы воздействия на должников, но это, как правило, не звонки, а рассылка уведомлений, вывешенные на дверях подъездов списки должников, обращения в суд с взысканием задолженности.

Если есть сомнения, торопиться не стоит. До конца 2020 года действует 424-е Постановление. Люди, у которых появляются долги за ЖКХ, им не выставляются пени, у людей с долгами не отключаются коммунальные услуги. Если в 2020 году вы немножко опоздаете за что-то заплатить, никаких дополнительных санкций за этим не последует. Всегда есть повод притормозить и разобраться, не делать тестовых транзакций, СМС-кодов не сообщать. Это правило относится к любой ситуации.

— Как мошенники узнают адреса и телефоны потенциальных жертв?

Светлана Разворотнева: Это многократно обсуждалось. Базы данных на черных рынках регулярно продаются и покупаются. К сожалению, несмотря на все законы, найдутся те, кто захочет на наших персональных данных заработать. От утечек, как бы нас не уверяли ни крупные банки, ни государственные органы, не застрахован никто.

— Нужно ли сообщать в полицию или в УК о том, что пришел «липовый» счет?

Светлана Разворотнева: Обязательно нужно сообщать, такие случаи пресекаются. Несколько аферистов было выявлено. Сотрудники УК смогут предупредить соседей.

— Людей с долгами по коммуналке стало больше?

Светлана Разворотнева: Падение платежей мы фиксировали в начале года, в апреле – мае – примерно на 20-25% в отдельных регионах. Это было связано с тем, что многие люди, находясь на самоизоляции, просто не умели оплачивать счета онлайн. С Постановлением, которое я упоминала, на должников перестали начислять пени и штрафы, люди этим воспользовались. Довольно большие долги были со стороны юридических лиц, которые прекратили работу, но уже в июне ситуация начала выправляться, в том числе благодаря усилиям властей.

Во многих регионах практически вернули ситуацию к докризисному периоду, стали выдавать авансовые платежи на оплату коммуналки, например, бюджетным учреждениям. К концу года мы наблюдаем незначительное падение платежей, я бы не сказала, что кризис сильно повлиял на собираемость платежей.

— Если долг возник, но погасить его нет возможности, как общаться с представителями УК, чтобы ситуация не обострялась?

Светлана Разворотнева: У людей, которые оказались в сложной ситуации, есть несколько способов с ней справиться. Нужно идти и договариваться о реструктуризации задолженности с поставщиком услуг, договариваться, чтобы погасить долг в рассрочку. Если появляется эта договоренность, вы уже можете обращаться в органы соцзащиты с тем, чтобы получить субсидию. Она выдается, если платеж за ЖКУ для гражданина превышает определенный предел от совокупного дохода семьи. В большинстве регионов это 22%, в Москве это 10%. Чтобы субсидию получать, надо либо не иметь долгов, либо иметь соглашение о реструктуризации задолженности.

Условия реструктуризации разные – это добрая воля поставщика услуг, на каких условиях вам кредит предоставить. Есть случаи, когда УК понимает, что долг очень большой, его трудно взыскать, договаривается с гражданами, что они будут отрабатывать натуральным образом, например, поработают дворниками. Всегда могут быть точки, в которых сойдутся и поставщик, и потребитель.

— Как себя вести, если пришел реальный счет от УК, но его справедливость вызывает сомнения?

Светлана Разворотнева: Нужно написать запрос в УК с требованием разъяснить и пересчитать эту сумму, написать, что закралась ошибка, вы должны в течение восьми дней получить мотивированное разъяснение относительно того, почему эта сумма начислена. И можно требовать штраф в свою пользу. Если с поставщиком услуг договоренность не достигнута, обращайтесь в ГЖИ, если и здесь потерпели неудачу, обращайтесь в суд.

Письма счастья: что делать, если есть долги за коммунальные услуги?
Письма счастья: что делать, если есть долги за коммунальные услуги?Письма счастья: что делать, если есть долги за коммунальные услуги?Письма счастья: что делать, если есть долги за коммунальные услуги?Письма счастья: что делать, если есть долги за коммунальные услуги?

Источник

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий